Ребенок в 3 года — ангел или бес. Кризис трех лет

Ребенок в 3 года — ангел или бес. Кризис трех лет

Фото с сайта www.ya-roditel.ru
Фото с сайта www.ya-roditel.ru

Чем более взрослым становится ваш малыш, тем больше «сюрпризов» появляется в его поведении. После первых катаклизмов того этапа, когда ребенку исполнился год и он проявил стремление к самостоятельности и независимости, наступил относительно спокойный период. Но прошло время, и покой сменился очередным кризисом, что в психологии получил название «Кризис трех лет».

Фото с сайта Alebed.org
Фото с сайта Alebed.org

В этот период самая главная задача, которую решает маленький человек, — это необходимость самоутвердиться в мире, доказать свою самостоятельность и независимость. «Я сам» — такие слова сопровождают каждый шаг ребенка. И это не прихоть, а жизненная необходимость.

Таким образом, кризис трех лет — это период в жизни малыша, когда он любой ценой должен доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых, его окружающих. Причем, если ребенку не удается убедить в этом, в первую очередь, самого себя, то в дальнейшей жизни ему будет очень трудно.

В этот период происходит полная перестройка отношений ребенка со взрослыми, которые его окружают. Кризис трех лет — это ломка устоявшихся взаимоотношений для того, чтобы построить новые формы отношений между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста у малыша возникает тенденция к самостоятельности, что знаменует собой не только появление этой самостоятельности, заметного внешне, но и одновременное отделения ребенка от мамы. До этого малыш воспринимал маму как часть себя. Теперь он почувствовал себя самостоятельным отдельным человеком.

Фото с сайта www.cps06.ru
Фото с сайта www.cps06.ru

Опять родители с недоумением наблюдают проявления упрямства, непослушания, произвол, протеста, бунта, а иногда даже деспотизма со стороны малыша. И если в возрасте одного года дочь просто делала, или по крайней мере пыталась делать все по-своему, то теперь такое поведение сопровождается словами «Я сам». И действительно, ребенок старается все делать самостоятельно или, еще чаще, делает наоборот: если зовут обедать, отвечает не «хочу», когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что хочет есть и т.п.

Что же произошло? А имеет место то, что ребенок впервые осознала себя как лицо, отделила себя от родителей. Малыш раньше не мог ни попить, ни поесть, ни пойти куда-то без мамы. Теперь его руки и ноги стали ловкие и послушные — он получил физическую самостоятельность. Он может пойти на кухню и съесть печенья, которое лежит на столе. Может достать с полки то, что ему нужно. Может сказать, чего хочет и вообще — выразить собственное мнение. А с физической самостоятельностью постепенно приходит и психологическая, когда ребенок осознает свои новые умения и возможности. Рывок физического развития, который сделал ребенок, провоцирует рывок психологического развития.

Реклама

style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-8514519163782330"
data-ad-slot="3621830806"
data-ad-format="auto">


Фото с сайта www.genocid.net
Фото с сайта www.genocid.net

Отныне он сам стремится стать взрослым, действовать так, как действуют старшие. Обычно, это ему не всегда удается, так и вызывает протест и негативизм. Ребенок отказывается подчиняться требованиям, которые ставят взрослые, настаивает на собственном мнении, на своем решении, иногда это бывает похоже на то, что ребенок объявил войну родителям и протестует против всех устоявшихся правил и обычаев, которые существовали ранее.

Что могут сделать родители? Проявить максимум терпения, предоставить ребенку как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Таким образом, малышу нужно больше свободы действий. Конечно же, сейчас все по-другому, малыш уже достаточно взрослый, чтобы его можно было просто отвлечь от немедленного осуществления какого-то конкретного желания. Теперь, когда у ребенка уже есть восприятие себя как личности, реальное видение своих собственных «хочу», его намерения становятся сознательными. Такое маленького человека уже невозможно «переключить» на другое. Управлять поведением трехлетнего малыша становится намного труднее. Отныне нельзя просто навязывать свою волю, конечно, речь не идет о крайних случаях, например, когда проявление самостоятельности может навредить ребенку.

Как действовать в таких ситуациях? Предоставить сыну или дочери право выбора, можно заранее предупреждать малыша, например, о том, что «скоро мы пойдем гулять, ты завершай декабря и начинай собираться». Увидите, что скоро ваш ребенок действительно будет готова отправляться на прогулку.

Фото с сайта www.mama.ua
Фото с сайта www.mama.ua

Специалисты установили, что если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно, а значит и создает родителям меньше тревог относительно личной безопасности. Малыш сам может решить, будет есть «добавку» каши, какими игрушками хочет сейчас играть, что рисовать, останется дома с папой или уйдет вместе с мамой в магазин. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Но умение ребенка предвидеть опасность — это та привычка, которая требует целенаправленного обучения и формирования. Ребенок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что игла — острая, огонь — жжет и т.п. Пусть малыш попытается пальчиком дотронуться до кончика иглы и почувствует, что ему больно, в следующий раз осторожно обращаться с этим предметом.

 

Фото с сайта www.tbn-tv.ru
Фото с сайта www.tbn-tv.ru

Аналогично ребенка нужно вводить и в мир других опасных вещей. Помните, что важно не уберечь малыша от падения, ведь это просто невозможно, поскольку никто из родителей не сможет быть с ребенком постоянно, но если мы научим ребенка быть осторожным, или, другими словами, объясним, как правильно падать, то тогда можно быть уверенным в том, что она не будет подвергаться лишний раз опасности.

Такие элементарные навыки самостоятельности позволят воспитать у малыша чувство уверенности в себе, и это станет очень полезным уже в ближайшем будущем, если он пойдет в садик.

Самое важное, что происходит с вашим малышом в период от года до трех, — это начало становления личности. Первые, почти невидимые, шаги в этом направлении происходят уже в год. Но с начала второго года жизни процессы в развитии лица становятся более интенсивными: ребенок, как мы уже говорили, начинает отделять себя от взрослого. Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить собственное «Я», и она ищет повод, чтобы противопоставить себя взрослому.

Фото с сайта www.vg-news.ru
Фото с сайта www.vg-news.ru

Вот два примера, которые иллюстрируют такое поведение. Маленький Паша (2 года 7 месяцев) подходит к плите и говорит сам себе: «Паша, нельзя трогать плиту», и сразу же себе отвечает «А я буду». Кроме умения отделить свои желания от желаний взрослых, дети еще и учатся самоконтроля.

Через некоторое время после проявлений «кризисной» поведения, испытав терпение родителей, узнав о определенные границы дозволенного в своем поведении, ваш малыш, уже гораздо самостоятельнее и взрослее, продолжает развиваться и изменяться, но происходит это на высшем уровне. Ведь теперь этот маленький человек уже много знает и может, она научилась важным вещам, которые нужны для жизни в мире людей: умеет говорить, достаточно уверенно ходит и делает столько всего, что год назад ей было недоступно. Таким образом, взаимоотношения со взрослыми поднимаются на качественно новый уровень. Ребенок, отделяя себя от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.

Фото с сайта www.sch60.ru
Фото с сайта www.sch60.ru

В этом возрасте возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая, вместе с тем, похожая на деятельность старших, — ведь родители выступают для малыша образцом, и он хочет действовать, как они. Осознав себя, свои желания, ребенок впервые начинает осмысленно хотеть их реализовать. А это — первый шаг навстречу взрослости.

Статья любезно предоставлен сайтом «КЛУБЗАКРЫТ» а оригинал статьи находится здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:-) 
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:dance: